Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан. Могут иметь как ручной (тормозное усилие передаётся через тросик), так и ножной привод (при вращении педалей в противоположную сторону). В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.
Преимущества:
Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка;
Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение;
Отсутствие износа обода;
Возможно ехать с искривлённой геометрией колеса («восьмёркой»)
Недостатки:
Ножные барабанные тормоза несовместимы для велосипеда с внешним, «классическим» переключателем скоростей. Подходят только для односкоростных велосипедов и для велосипедов с внутренним, планетарным переключателем передач;
Как правило, невысокая мощность торможения;
Большая масса;
Могут перегреться при длительном спуске с горы;
Экстренное торможение возможно только при удачном положении шатунов, когда они расположены параллельно дороге. При ином положении быстро затормозить не получится. Относится только к ножным тормозам;
При ножном тормозе и отсутствии дополнительного ручного тормоза, в случае спадания цепи, велосипедист полностью лишается возможности тормозить (и ускоряться тоже, соответственно), что может быть опасно;
Ножные барабанные тормоза можно установить только на ведущее, то есть заднее колесо, в связи с чем они часто дополняются ободным тормозом;
Сложность маневрирования в условиях попеременного «газа» и «тормоза» (ножные тормоза);
Создают значительные нагрузки на спицы и втулку во время торможения.
Ободной тормоз
Ободные тормоза сжимают с двух сторон обод велосипедного колеса тормозными колодками, замедляя его вращение. Сжимающее усилие передаётся с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле (значительно реже с помощью гидравлической линии). Ободные тормоза являются на сегодняшний день самым распространённым типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили тормозам этого типа популярность среди многих велосипедистов. Существует несколько разновидностей ободных тормозов: 1) Механические : а) Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейки», — наиболее популярная сегодня модель, V-образное крепление рычагов с тормозными колодками, b) Клещевые тормоза, «крабики», — U-образная форма рычагов, в основном используются на шоссейных велосипедах и BMX; устанавливались на передних колесах велосипедов, выпускавшихся в СССР, c) Кантилеверные тормоза — устаревшая модель, предшественник V-brake'а. Часто используются на циклокроссовых велосипедах ввиду большого грязевого зазора. При правильной настройке по эффективности не уступают другим ободным тормозам. 2) Гидравлические. В гидравлических тормозах усилие от ручки передается жидкостью по гидролинии.
Преимущества.
В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку.
Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза, так как площадь обода больше, чем площадь диска, и линейная скорость движения обода выше;
Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях;
Масса ободного тормоза меньше массы дискового, это важно в некоторых дисциплинах;
Дешевизна. Цена ободных тормозов существенно ниже цены дисковых.
Недостатки.
Вода, грязь, снег, лёд, случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод;
Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию;
Колодки требуют относительно частой смены;
Невозможность установки на многие рамы и вилки;
Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащённой смене. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно;
V-brakes могут отрицательно влиять на раму, раздвигая перья. Специально для таких случаев продаются специальные дуги-«усилители» рамы. Гидравлические же могут просто оторвать перо или крепление на вилке при торможении.
Дисковый тормоз
Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — калипера. Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. Существует три разновидности дисковых тормозов: 1) Механические — тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке; 2) Гидравлические — тормозное усилие передаётся жидкостью по гидролинии; 3) Механико-гидравлические тормоза — гидравлический калипер приводится в действие тросиком. Преимущества:
Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу
Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией
Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов
Дисковые тормоза редко требуют обслуживания
Не изнашивают обод
Недостатки:
В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, увеличивается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо
Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам
Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной
Цена выше, чем у ободных тормозов
Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене
Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением)
Калипер заднего дискового тормоза может мешать установке багажника (зависит от геометрии рамы, калипера и багажника)
Настройка механических тормозов (Видео на английском языке, смотреть с субтитрами)
Настройка дисковых тормозов (Видео на английском языке, смотреть с субтитрами)