сам себе велосипед
Тормоза
Устройство и принцип работы тормозов.
Тормоза - это один из самых ответственных узлов велосипеда.
Поэтому проверять исправность тормозов надо перед каждым выездом.

Барабанный тормоз
Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан. Могут иметь как ручной (тормозное усилие передаётся через тросик), так и ножной привод (при вращении педалей в противоположную сторону). В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

Преимущества:
  • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка;
  • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение;
  • Отсутствие износа обода;
  • Возможно ехать с искривлённой геометрией колеса («восьмёркой»)
Недостатки:
  • Ножные барабанные тормоза несовместимы для велосипеда с внешним, «классическим» переключателем скоростей. Подходят только для односкоростных велосипедов и для велосипедов с внутренним, планетарным переключателем передач;
  • Как правило, невысокая мощность торможения;
  • Большая масса;
  • Могут перегреться при длительном спуске с горы;
  • Экстренное торможение возможно только при удачном положении шатунов, когда они расположены параллельно дороге. При ином положении быстро затормозить не получится. Относится только к ножным тормозам;
  • При ножном тормозе и отсутствии дополнительного ручного тормоза, в случае спадания цепи, велосипедист полностью лишается возможности тормозить (и ускоряться тоже, соответственно), что может быть опасно;
  • Ножные барабанные тормоза можно установить только на ведущее, то есть заднее колесо, в связи с чем они часто дополняются ободным тормозом;
  • Сложность маневрирования в условиях попеременного «газа» и «тормоза» (ножные тормоза);
  • Создают значительные нагрузки на спицы и втулку во время торможения.


Ободной тормоз
Ободные тормоза сжимают с двух сторон обод велосипедного колеса тормозными колодками, замедляя его вращение. Сжимающее усилие передаётся с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле (значительно реже с помощью гидравлической линии). Ободные тормоза являются на сегодняшний день самым распространённым типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили тормозам этого типа популярность среди многих велосипедистов.
Существует несколько разновидностей ободных тормозов:
1) Механические : а) Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейки», — наиболее популярная сегодня модель, V-образное крепление рычагов с тормозными колодками, b) Клещевые тормоза, «крабики», — U-образная форма рычагов, в основном используются на шоссейных велосипедах и BMX; устанавливались на передних колесах велосипедов, выпускавшихся в СССР, c) Кантилеверные тормоза — устаревшая модель, предшественник V-brake'а. Часто используются на циклокроссовых велосипедах ввиду большого грязевого зазора. При правильной настройке по эффективности не уступают другим ободным тормозам.
2) Гидравлические. В гидравлических тормозах усилие от ручки передается жидкостью по гидролинии.


Преимущества.
  • В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку.
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза, так как площадь обода больше, чем площадь диска, и линейная скорость движения обода выше;
  • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях;
  • Масса ободного тормоза меньше массы дискового, это важно в некоторых дисциплинах;
  • Дешевизна. Цена ободных тормозов существенно ниже цены дисковых.
Недостатки.
  • Вода, грязь, снег, лёд, случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод;
  • Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию;
  • Колодки требуют относительно частой смены;
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки;
  • Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащённой смене. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно;
  • V-brakes могут отрицательно влиять на раму, раздвигая перья. Специально для таких случаев продаются специальные дуги-«усилители» рамы. Гидравлические же могут просто оторвать перо или крепление на вилке при торможении.
Дисковый тормоз
Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — калипера.
Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку.
Существует три разновидности дисковых тормозов: 1) Механические — тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке; 2) Гидравлические — тормозное усилие передаётся жидкостью по гидролинии; 3) Механико-гидравлические тормоза — гидравлический калипер приводится в действие тросиком.
Преимущества:
  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией
  • Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания
  • Не изнашивают обод
Недостатки:
  • В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, увеличивается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо
  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной
  • Цена выше, чем у ободных тормозов
  • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением)
  • Калипер заднего дискового тормоза может мешать установке багажника (зависит от геометрии рамы, калипера и багажника)
Настройка механических тормозов (Видео на английском языке, смотреть с субтитрами)
Настройка дисковых тормозов (Видео на английском языке, смотреть с субтитрами)